Упражнения с варганом. Нижегородская варганная школа

По материалам Нижегородской варганной школы

Виды боя по язычку

Пальцевый бой

Однопальцевая игра достигается ударом или щипком указательного пальца по загнутому кончику язычка в сторону «к себе». Это основной и самый простой приём пальцевой техники, традиционный для народных исполнителей.
Удары по язычку делятся на:
• односторонние
• двусторонние
• комбинированные

Односторонние удары классифицируются по их числу:
• одинарные
• парные
• тройные
• четверные
• вариантные, т. е. происходит чередование вышеперечисленных ударов в разных сочетаниях: например, парный - тройной, парный - одинарный - четверной, одинарный - парный и т. д.

Двусторонние удары основаны на движении пальца «к себе» - «от себя» (или наоборот). Они организуются группами: попарно (к себе - от себя) или по три (к себе - от себя - к себе, от себя - к себе - от себя). Быстрое движение двусторонних ударов способствует ускорению частоты колебаний язычка кубыза (варгана). Такая техника называется вибрационной. Она возможна только при расслабленном состоянии кисти правой руки и поэтому получила название «кистевая игра».

Комбинированные удары - это чередование односторонних ударов с двусторонними в разных сочетаниях. При однопальцевой игре удар производится подушечкой или боковой стороной указательного пальца.

Многопальцевая техника игры сложнее однопальцевой и дает более богатый спектр звучания. Она реализуется попеременными ударами указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца по принципу «к себе». В целях устойчивости кисти большой палец упирается в висок. Сама кисть при этом должна быть свободной. Такой вид позволяет ускорить темп исполнения, легко справиться с проигрыванием сложных, прихотливых ритмических рисунков, орнаментальных украшений в мелодии. В записи многопальцевая техника фиксируется цифрами, обозначающими пальцы: указательный – 1, средний – 2, безымянный – 3, мизинец – 4. Аппликатура имеет много вариантов: 1-2-3-4; 2-3-3-1; 1-2-2-3; 3-4-2-3 и т. д.

Упражнения:
1. Удар по язычку одним пальцем «к себе», «от себя».
2. Односторонний парный удар одним пальцем.
3. Односторонний тройной удар одним пальцем.
4. Односторонний четверной удар пальцем.
5. Вариантные удары одним пальцем.
6. Чередование ударов разными пальцами: 1-2, 2-3, 3-4, 1-3, 2-4, 1-4, 3-1,3-2, 1-2-3, 2-3-4, 3-4-1, 1-3-2, 4-2-1 и т. д.

Кистевой бой

Кистевой бой снизу

Положение кисти ведущей руки – снизу, движение только в лучезапястном суставе. Положение локтя – индивидуально, наиболее удобное для данного вида игры, но в любом случае локоть не должен быть задран вверх и перенапрягаться. При правильной постановке рук при игре кистевым боем можно довольно долго играть, не меняя их положения. Ладонь ровная, пальцы направлены вверх, выпрямлены, но не напряжены. Движения кисти равномерные, свободные, не зажатые. При двустороннем кистевом бое внимание нужно уделить лёгкости касания подушечкой бьющего пальца (как правило – среднего) язычка инструмента и равномерности амплитуды движения кисти. Звук должен быть ровным как при ударах от себя, так и при ударах к себе, не должен «скакать», затухать, не должно быть также лязга язычка о деки.

Упражнения (выполнять под метроном):

1. Кистевой бой в направлении «к себе».
2. Кистевой бой в направлении «от себя».
3. Двусторонний равномерный кистевой бой.
4. Двусторонний равномерный кистевой бой с постепенным нарастанием и затуханием громкости. Особое внимание обращать на равномерность амплитуды боя, отсутствие скачков, затуханий и прочих погрешностей в звучании, а также на плавность изменения звука.

Кистевой бой сверху. Якутский стиль

Бой кистью сверху в якутском стиле является золотой серединой, которая совмещает в себе мощь и скорость. Используя этот бой, можно наигрывать как очень медленные, но в то же время сильно насыщенные обертонами мелодии, так и очень быстрые «сочные» композиции с повышенным содержанием низких частот инструмента.
Осуществляется следующим образом. Указательный палец бьющей руки смотрит вниз, кисть согнута, и внутренней поверхностью повернута к лицу. Для удобства конец большого пальца можно упереть в сгиб одной из фаланг указательного пальца. Так будет проще нащупать баланс в движении. Остальные пальцы немного сгибаем и прижимаем к ладони. Локоть приподнят кверху, находится на уровне, или чуть повыше плеча. Необходимо ощутить то положение локтя в пространстве, при котором он будет неподвижен во время движения кисти. Далее наносим удар второй фалангой (боковой стороной фаланги) указательного пальца. Кисть при этом расслаблена, а движение совершается только мышцами предплечья. Мышцы следует напрягать только в момент нанесения удара, а это очень короткий промежуток времени. Удар наносится ПО КАСАТЕЛЬНОЙ. Участок кожи, которым наносится удар, бывает разным в зависимости от силы, скорости и варианта боя. Следует приступать к этому бою, выполняя его медленно, аккуратно и максимально осознавая каждое движение кисти.

Артикуляционные приёмы

Внешняя артикуляция

Полуулыбки

Технически исполнение приёма довольно простое – достаточно лишь немного улыбнуться уголком рта. Из-за образующейся вследствие этого щели меняется распространение звуковой волны внутри рта. При определённой сноровке можно получить довольно интересные звуки.

1. Наносим удар по язычку хомуса на задержке дыхания, в тот же самый момент улыбаемся
уголком рта и затем возвращаем губы в исходное положение. Постепенно увеличиваем количество полуулыбок на один удар.

2. На один удар по язычку хомуса необходимо улыбнуться сначала правым, затем левым уголком рта (на следующий удар). Выполнять на остановке дыхания.

Смыкания-размыкания губ

Техника выполнения предельно проста, и успех выполнения зависит по большей части от тренированности губ. Несмотря на это, приём позволяет очень сильно менять звук во время игры и добавлять объём. Происходит это по двум причинам. Во-первых, поток воздуха при вхождении в рот меняет свою конфигурацию, – тем самым меняется и звук. Во-вторых, губы, прижимаясь к декам, берут на себя часть вибрации корпуса инструмента, и если это делать постепенно, то можно научиться этой вибрацией управлять.

1. Исходное положение: инструмент прижат к зубам, губы приподняты и не касаются дек. Нанеся удар, не спеша смыкаем губы.

2. То же что и в упр. 1. только в тот момент, когда губы начинают опускаться, мы совершаем вдох.

3. Из исходного положения (губы приподняты) делаем смыкающие-размыкающие движения губами на один удар. Пытаемся увеличить количество движений.

Стаккато

Приём «staccatо» – отрывисто. Обозначается в нотной записи точкой. Исполняется отдельными короткими звуками. Варган прижимается к губам или, если инструмент прижат к зубам – язычок прижимается пальцем удерживающей руки. Звук получается сухой, отрывистый, за счёт гашения колебаний язычка губами или пальцем.
Приёмом «стаккато» обычно имитируют звуки капель дождя, топот копыт и т. п. При этом особое внимание уделяется разнообразию ритмических рисунков (от простых к сложным), сочетающих изменения темпов и смещению акцентов на слабые доли такта (синкопы).

1. Прижимая варган спереди к губам, наносим равномерные удары по язычку, обращая внимание на глухой, сухой характер звука. Звук должен быть чистым и ясным.

2. То же, что в упражнении 1, но при этом языком имитируем капель (пощёлкиваем, цокаем и т. п.)

3. Выполняем тремоло тройными ударами ("к себе-от себя-к себе", или "от себя-к себе-от себя", или чередуя эти тройки), прижимая варган к губам. В это же время плавно поднимаем-опускаем язык, изменяя объём ротовой полости, изменяя таким образом звук.

Внутренняя артикуляция

Открытые и закрытые звуки

1. Артикуляция закрытых звуков «И» и «О». На каждый звук приходится один удар по язычку. Выполняется на задержке дыхания. Последовательность: «И» — «О», потом «О» — «И».

2. Артикуляция открытых звуков «И» и «О». На каждый звук приходится один удар по язычку, на вдохе артикулируем «О» — «И», на выдохе – «И» — «О». Дыхание ртом.

3. Артикуляция закрытых звуков «ИУ» — «ОА». На пару звуков приходится один удар по язычку.

4. Артикуляция открытых звуков «ИУ» — «ОА». На пару звуков приходится один удар по язычку, все четыре звука произносятся сначала на вдохе, затем на выдохе. Дыхание ртом.

Расширение и сужение гортани

Говоря о гортани, мы подразумеваем весь комплекс глоточных мышц, которые находятся от зёва до гортани. Усилием воли мы способны задействовать этот комплекс, поднимая и опуская гортань. Чтобы понять, о чём идет речь, нам нужно постараться максимально увеличить зёв (вход в глотку) и проартикулировать при этом максимально низкий звук. За счёт этого во время игры меняется объём звучания. Основная проблема начинающего варганиста в том, что осознание этого процесса находится на низком уровне, и как следствие, эти мышцы развиты довольно слабо. Выполняя упражнение, мы должны ставить себе задачу каждый раз максимально увеличивать амплитуду этого глоточного движения. Также важно уметь задавать нужную конфигурацию этой полости, тем самым меняя звук. Кроме того, хорошая тренированность мышц гортани – это великолепная база для исполнения более сложного приёма – горлового вибрато.

1. Исходное положение: гортань закрыта, язык свободно лежит. На удар по язычку совершаем раскрытие зёва, стараясь максимально увеличить его размер. Стараемся ощущать, как вибрация проникает внутрь тела. Выполняется на задержке дыхания.

2. Исходное положение: зёв максимально увеличен в размерах, язык свободно лежит. На удар совершаем медленное сокращение зёва так, чтобы изменения в звуке происходили как можно плавней. Выполняется на задержке дыхания.

Повышение-понижение гласного звука

В отличие от уже рассмотренного нами расширения-сужения гортани, которое достигается путём увеличения-уменьшения зёва, повышение-понижение гласного звука достигается несколько иным способом. Каждый гласный звук, будь то «И», «О» и пр., можно повышать и понижать во время игры. Достигается это путём раскрытия зёва и опускания гортани.

1. Исходное положение. Язык свободно лежит во рту, кончиком слегка касаясь нижних зубов. Корень приподнят кверху. Стараемся зафиксировать положение глотки, при котором артикулируется максимально высокий звук «О». Последовательно нанося удары, переходим от высокого «О» к максимально низкому, опуская горло как можно ниже. Выполняется на задержке дыхания. После выполнить те же действия, но с повышением звука.

2. Повторяем упражнение 1, но уже со звуками «У», «А», «Э», «И», «Ы».

Язык. Создание каналов различной конфигурации

1. Язык настроен на артикуляцию буквы «Щ». На серию ударов совершаем длинный вдох через образовавшийся канал. Кончик языка можно немного задирать и опускать обратно, таким образом можно нащупать свистящие звуки.

2. Язык находится в промежуточном положении между «Щ» и «С». Нанося удары, совершаем длинные вдохи и выдохи через полученный канал (один вдох на несколько ударов и один выдох на столько же ударов).

Дыхательные техники

Дыхательные колебания

1. На один удар выполняем вдох, на второй – выдох. Повторяем снова и снова без пауз, разогреваем дыхательные мышцы и отрабатываем чёткость ритма.
Удар-вдох – удар-выдох – удар-вдох – удар-выдох...

2. Выполняем удар, затем, после небольшой паузы, делаем резкий, но бесшумный, вдох животом (толчковое движение диафрагмы на вдохе). Затем ещё удар и толчок диафрагмой на выдохе. Вдох и выдох равны по объёму и силе, удары и вдохи-выдохи делаются в одном ритме. Постепенно увеличиваем темп.
Удар – вдох – удар – выдох

3. Вариация упр. 1.
Удар-вдох – выдох-вдох-выдох – удар-вдох-выдох.
Обратите внимание на то, что при вдохе звук повышается, а при выдохе понижается.

4. Одновременно с ударом совершаем выдох, затем вдох, следом наносим еще удар, и совершаем выдох.
Схема: удар-выдох – вдох – удар-выдох.

5. Одновременно с ударом совершаем вдох, затем выдох, следом удар одновременно со вдохом.
Схема: удар-вдох – выдох – удар-вдох.

6. Объединяем два предыдущих упражнения в одно. Таким образом, у нас получается цикл:
удар-вдох – выдох – удар-вдох — удар-выдох – вдох – удар-выдох. Ускоряем темп.

7. На один удар совершаем два выдоха, на следующий удар два вдоха.
Схема: удар-выдох-выдох – удар-вдох-вдох

Дрожания диафрагмы

Существует множество алгоритмов движения диафрагмой, и на основе этого создаются различные дыхательные приёмы. Их количество ограничено лишь фантазией исполнителя и его физическими возможностями. Начнём с такого приёма, как дрожания диафрагмы. Для того, чтобы лучше понять суть дрожаний – рассмотрим смех. Попробуйте имитировать смех, положив руку на живот, и вы почувствуете мышечные сокращения. Это толчки диафрагмой, усиленные резкими сокращениями мышц брюшного пресса. В этот момент диафрагма выталкивает воздух наружу серией резких сокращений. Если за каждым таким сокращением последует короткий резкий вдох, то это уже дрожания. Приведённые ниже упражнения помогут лучше понять и прочувствовать суть дрожаний.

1. Нанося удар по язычку, совершаем одно выталкивание диафрагмой (выдох) и следом совершаем резкий вдох так, чтобы количество воздуха при выталкивании примерно равнялось количеству воздуха при вдохе. Постепенно увеличиваем темп.

2. На один удар совершаем три коротких и резких вдоха и выдоха. Вдох и выдох должны быть равны по объёму. Таким образом, по выполнении упражнения, у нас в лёгких остается то же количество воздуха, что и вначале.

3. Наносим удар по язычку, затем, после небольшой паузы, совершаем резкий выдох, следом вдох и тут же выдох. Всё движение совершается на один удар. Стараемся уменьшить амплитуду до предела. При этом вибрация должна уходить как можно ниже в живот. Для этого необходимо делать вдохи низом живота.

Ритмические приёмы

Организация ритма с помощью взрывных согласных. Звук «Т».
При игре на варгане мы используем согласные звуки для различных целей – изменения окраски звука, его высоты, а также для организации ритма, создания акцентов, подчёркивания определённых моментов в исполняемых композициях. Очень хорошо для акцентирования подходят взрывные согласные в силу их ударного, мощного звучания, разумеется, при правильном произношении. При игре в быстром, динамичном стиле такие звуки как «К», «Т», а также дрожащий «Р» являются хорошими выразительными средствами в арсенале артикуляционных приёмов варганиста. С помощью этих фонем можно задавать ритмические линии при игре, подчёркивать, выделять сильные доли, наполнять ритмы, придавая композициям насыщенность и яркую звуковую окраску.

1. Проговариваем без варгана, чётко и уверенно, следующие сочетания букв:
ТУ-ТО-ТА-ТЕ-ТИ-ТЫ
ДУ-ДО-ДА-ДЕ-ДИ-ДЫ

ТЮТЬ-ТЁТЬ-ТЯТЬ-ТЕТЬ-ТИТЬ-ТЫТЬ
ДЮТЬ-ДЁТЬ-ДЯТЬ-ДЕТЬ-ДИТЬ-ДЫТЬ

2. Проговариваем с варганом на один удар по сочетанию, чётко, делая акцент на согласных языком, ударами на «Т» и вибрацией на «Р»:
ТУ-ТО-ТА-ТЕ-ТИ-ТЫ
ТРУ-ТРО-ТРА-ТРЕ-ТРИ-ТРЫ

3. Проговариваем «ТЁ-ТЯ» на два удара по язычку. Удар-«ТЁ» – удар-«ТЯ». Одновременно с первым ударом совершаем резкий вдох (диафрагмой, надуваем живот), со вторым ударом – резкий выдох (диафрагмой, втягиваем живот).

4. Артикулируем «Т» на постоянном бое. Чёткая работа языка, он наносит удары, касаясь верхних альвеол зубов. Артикуляция чёткая. На задержке дыхания. Обращаем внимание на характер звука, работу языка. Получается такая схема: удар-«Т» – удар-«Т» – удар-«Т»...

5. То же, только на выдохе. Каждый удар по язычку сопровождается ударом «Т» языка и активным, резким толчком диафрагмы на выдохе. Обращаем внимание на окраску звука, работу языка и диафрагмы, ощущаем физически все движения. Схема: удар-выдох-«Т» – удар-выдох-«Т» – удар-выдох-«Т»...

Организация ритма с помощью взрывных согласных. Звук «К»

1. Произносим без варгана частые резкие отрывистые звуки «К», стараясь добиться максимальной «взрывности» глухого согласного звука, смычка корня языка с мягким нёбом разрывается резко, с ощущением удара о мягкое нёбо.

2. То же с варганом: на удар артикулируем резкое «К».

3. То же, но теперь добавляем резкое сокращение диафрагмы на выдохе. То есть получается тройной удар: пальцем по язычку варгана + удар языком на «К» + удар воздухом, диафрагмой, выталкивание. В результате получается мощный взрывной басовый звук – основа ритма.

4. Повторяем с варганом сочетания КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ, с наложением артикуляции на удар. Каждое сочетание на один удар при резком выдохе диафрагмой. Добиваемся уверенного ровного бита.

Отработка различных ритмических фигур

Нижеследующие упражнения призваны способствовать развитию чувства ритма, навыка ориентироваться в различных длительностях звуков. Все упражнения выполняются под метроном. Приём легато (выделен дугообразными линиями, означает плавное исполнение нескольких нот подряд) можно исполнять двояко: либо с помощью только лишь ударов по язычку, либо чередовать удары и дыхание. Пробуйте различные варианты в различных сочетаниях.