Исследование происхождения варгана, Майкл Райт (Michael Wright) , Оксфорд, Англия

Мне как исполнителю на музыкальном инструменте, известном как варган, часто задают два вопроса: "Откуда взялось такое название?" и "Откуда родом этот инструмент?" Одна из трудностей и, порой, больших разочарований, с которыми сталкиваешься в исследовании популярных инструментов – недостаток справочного материала. Авторы былых времен просто не считали этот инструмент достойным упоминания, а если и упоминали, то вскользь, не проводя серьезного исследования, и, как в случае со многими отжившими свое вещами, как только новизна проходила или инструмент ломался, о нем забывали. Тем не менее, мы собрали достаточно информации, чтобы понять инструмент, на котором играют во всем мире, который изготавливается как отдельными мастерами, так и в массовом порядке в различных формах и очертаниях в зависимости от доступного производителям материала. Заглянем мы также и в историю и происхождение этого инструмента.

В этой статье рассматривается что такое варган, почему он популярен во всем мире, откуда происходит его название в англоязычном варианте; мы также посмотрим на археологические данные, выявим связь между инструментами в Азии и Европе и, наконец, их вероятный путь распространения с востока на запад. 

Что такое варган?

Первое, о чем следует сказать, это то, что варган существует в огромном количестве вариаций форм, размеров и способов игры. Он изготавливается по всему миру – от Полинезии, Азии и восточной России до Европы и Соединенных Штатов. Он известен на Ближнем Востоке и в Африке, хотя сюда был завезен колонистами из Европы и не является коренным для этих регионов.

Варганы бывают двух типов: пластинчатые, в которых язычок вырезается из того же куска дерева, бамбука, кости или тонкого плоского металла, что и сама пластина, и дугообразные, где к кованому железному основанию крепится гибкий металлический язычок.


Рис. 1 - "Высокочастотное" взаимное расположение варгана и губ.

Для игры на варгане требуется три компонента: инструмент, рот исполнителя и средство активации. Ротовая полость служит резонатором и хотя сам варган не производит нот различной высоты, а лишь одну ноту, которая получается от вибрации язычка, остальные ноты можно получить изменением артикуляции – при помощи языка увеличивая или уменьшая размер "резонатора". Для получения низких звуков язык помещается внизу ротовой полости, а высокие получаются, когда язык уходит вверх (рис. 1). Варган относится к категории щипковых идиофонов – инструментов, производящих звук собственной вибрацией, или аэрофонов – производящих звук тем, что заставляют вибрировать поток воздуха; споры идут до сих пор. 

Название варгана

 

По всему миру зафиксировано около 1000 различных названий этого инструмента, и список продолжает увеличиваться. В европейских языках в основном используется слово "mouth" ("рот") и иногда "lips" ("губы") и "teeth" ("зубы") в сочетании со словом "trump" ("труба") или "harp" ("арфа"). "Труба" в различных формах и написаниях используется сегодня в Европе, например Mondtrom в голландском языке и Trompво фламандском. "Арфа" используется в скандинавских странах: Munnharpa – в Норвегии, Mundharpe в Дании иHuuliharpu в Финляндии. Doromb говорят в Венгрии, Дрымба на Украине и Drombulja в Сербии. По мере продвижения на восток мы встретим различные вариации: Komys, Kupus и Khomusв Северной и Восточной Азии, а в Индии, Вьетнаме и Индонезии - Morchang, Morsing, Dan Moi и Gengong. Как правило, в Азии инструмент называется по названию материала, из которого он делается, или ассоциируется со звуками, производимыми животными или насекомыми, тогда как в Европе название больше привязано к человеку или названиям других музыкальных инструментов. Кроме того, встречаются и пренебрежительные названия, вроде "лизалка", "погремушка" или "храпелка" [Bakx 2004].

 

Английский – единственный язык, в котором варган ассоциируется с определенной нацией ("jew's harp" – "еврейская арфа"). Мы не знаем, почему этот инструмент так называется, знаем лишь, что это самое древнее из известных до сей поры названий. Он не имеет никакого отношения к еврейской культуре, и такое название вводит в заблуждение относительно происхождения инструмента, так как существует вполне естественное, но ошибочное мнение, что он родом с Ближнего Востока. Определение "еврейская" используется только в английском и в небольшой области Германии, и на английском первое упоминание оо этом инструменте встречается в документе, датированном 1481 годом, где он назван Jue harpes и Jue trumpes. Значение этого документа, незначительной таможенной записи, трудно переоценить, так как в нем написано не только раннее название, но и указан порт – Арнемуиден (Arnemuiden), к западу от Антверпена, а также имя купца, которому предназначался груз, - это некий Вильям Кодд (William Codde). Кроме того, запись ясно дает понять, что названия Jue harpes и Jue trumpes имели широкое хождение в конце 15-го века и были известны как таможеннику, так и купцу [Wright 2004]. Название Jaws harp не встречается раньше середины 18-го века. Существует предположение, что инструмент первоначально назывался trump, от французского Trompe, но точных доказательств нет. Такое название, однако, и в наши дни встречается в некоторых районах Ирландии и Шотландии. 

Находки в Европе и Великобритании

Отслеживание истории инструмента во многом зависит от археологических находок и изучения традиционных типов инструментов, используемых сегодня и в древние времена. Исследования этномузыковедов включают в себя изучение музейных коллекций, таких как Musee de l’Homme во Франции, Pitt Rivers Museum и Horniman Museum в Великобритании, а также трудов советских ученых и их преемников. В коллекциях гораздо больше экземпляров, но им не хватает исторической подлинности настоящих находок, когда дело касается связи между типами и эпохами. Находки пластинчатых варганов крайне редки из-за климата и материала, из которого сделан инструмент, но когда их все же находят, то это очень древние инструменты, им по 2000-2400 лет. Дугообразные варганы находят гораздо чаще, но как правило от них остается лишь дуга. Иногда встречаются те фрагменты язычков, которые крепились к дуге, но поскольку язычок – самая хрупкая часть, при игре постоянно находящаяся в движении, он часто ломается. Без язычка варган абсолютно бесполезен для музыки, хотя один варган обнаружился в роли защелки на воротах в Хоксхилле в Англии [Elliston-Erwood 1943]. 

 

Рис. 2 - "Римский" варган

 

Рис. 3 - "Англосаксский" варган

Возраст находок зачастую горячо обсуждается, точно установить его довольно трудно. Например, три варгана, найденные в 19 веке в галло-римских землях, в Rouen и Parthenay во Франции, вызвали немалые волнения в кругах любителей, как и немалое число инструментов, обнаруженных в середине 20-го века на юго-востоке Англии и отнесенных к периоду англосаксов (рис. 2 и 3). Но есть проблемы. Во-первых, хотя и нет сомнений, что находки были сделаны в галло-римских и англосаксонских землях, они могли попасть туда в более поздние периоды. Такие находки иногда называют находками верхнего слоя. Во-вторых, если мы проследим как инструмент попал в Европу, мы увидим, что нет свидетельств того, что население Римской империи пользовалось им, и не существует, насколько мне известно, упоминаний римских авторов той эпохи об игре на этом инструменте. В англосаксонских находках меня беспокоит то, что существует их схожесть с варганами, обнаруженными на североамериканских раскопках 18-го века. Либо следует признать, что форма инструмента идентична с англосаксонских времен до времени колонизации Америки, либо что англосаксонские инструменты – из 18-го века [Kolltviet 2000, p. 390].

 

Рис. 4 - Варган из Уппсале


Рис. 5 - Теория Гьермунда Коллтвиета

Один из ранних экземпляров был найден в Уппсале в Швеции, он относится к 13 веку (рис.4). Этот варган имеет характерную форму и сделан в виде заколки без типичной для современных инструментов дуги. Недавно Гьермунд Коллтвиет (Gjermund Kolltviet) закончил докторскую диссертацию по 850 европейским находкам, его работа должна была выйти в конце 2004 года. Он использовал типологическую систему для объяснения относительного возраста варганов, найденных в Европе, одним из основных тезисов которой является то, что древние инструменты были похожи на найденный в Уппсале, а по мере развития дуга становилась более акцентированной, в то время как игровая часть укорачивалась (рис.5) [Kolltviet 2000, p. 389].


Рис. 6 - Печать семьи Тромпии

В Европе существуют визуальные свидетельства существования варгана, датированные 14 веком; самый ранний из них изображен на печати семьи Тромпии из Гронингена, под Арбургом в Швейцарии. Он датирован 1353 годом, и нет сомнений, что это варган позднего периода – если воспользоваться системой Коллтвиета (рис.6). [Crane 2003, p. 3].

 
Рис. 7 - Ангел на посохе Уильяма Викхэмского

В Англии есть фантастическая серия миниатюр на эмали с изображениями ангелов, играющих на различных музыкальных инструментах, на епископском посохе Уильяма Викхэмского (William of Wickham), хранящемся в часовне Нью-Колледжа в Оксфорде. На одной из этих миниатюр ясно виден не только варган, но и то, как ангел щелкает по язычку инструмента пальцем (рис.7). Существует также ряд свидетельств конца 14-го века, найденных на большой территории северной Франции и стран Бенилюкса [Crane 2003, p. 4].

Таким образом, четко установлены лишь две даты, относящиеся к находкам в Европе, - 13 век, Швеция и середина 14-го века, рисунки на печати и на посохе. 

Происхождение варгана

Рис. 8 - Древний китайский рисунок

 

Карта 1 - Типы варганов мира

На Востоке археологические находки дают дразнящие намеки на инструменты, существовавшие с 4 века до н.э. (рис.8), но таких находок крайне мало и временные разрывы между ними весьма значительны. Более полное представление об огромном разнообразии инструментов можно получить, изучая местные музейные коллекции. Более-менее ясная картина получается, если совместить эти два направления (карта 1).

Наиболее вероятная теория предполагает азиатское происхождение инструментов, хотя доказательств этой гипотезы нет. На бамбуковых варганах играют по всей Азии и Полинезии, но исходя из самого строения пластинчатого варгана можно предположить, что инструменты развивались в различных направлениях скорее независимо друг от друга, чем исходили из одного источника. При игре на полинезийском варгане, например, от исполнителя требуется найти оптимальную часть пластины, которой он постукивает или пощелкивает о кость запястья или сустава пальца, отчего пластина вибрирует. Филиппинцы и северные вьетнамцы щиплют варган ладонью или пальцем.

 

Рис. 9 - Переходный варган

Основной же метод, которым пользуются от Бали до Сибири, от Японии до Непала, - дергание веревочки, привязанной к язычку (рис.9). Варган именно такого типа был обнаружен в Монголии и датирован примерно 4 веком до н.э. (дата не подтверждена).

 
Рис. 10 - Переходный варган

Курт Сакс (Curt Sachs), уважаемый музыковед, предположил, что переход от бамбука к металлу произошел в северной Индии [Sachs 1917]. Сибил Марсук (Sibyl Marcuse) отмечает, что инструменты Тайваня и Энгалио (один из Филиппинских островов) представляют традиционный тип, поскольку они пластинчатые по форме, но дугообразные по изготовлению (рис.10) [Marcuse 1965, p. 264]. Это самая восточная из известных точек, где встречаются варганы. Бамбуковые или деревянные варганы с металлическим язычком, изготовленные во Вьетнаме, не имеют характеристик дугообразного варгана, но они вполне могут быть копиями металлических варганов, только сделанными из местных материалов. Единственное, что очевидно, - пластинчатые варганы в основном встречаются в Азии, а дугообразные – в Европе (карты 2 и 3). 

Движение с Востока на Запад


Карта 2 - Области распространения пластинчатых варганов

 

Карта 3 - Области распространения дуговых варганов

 

Теоретически варган мог быть разработан в Европе самостоятельно, а вовсе не из бамбуковых инструментов. Мне кажется это маловероятным; все свидетельства указывают на то, что инструмент полностью сформировался, оказавшись в Европе. Это значит, что в какой-то момент они проникли с востока на запад, а самыми вероятными способами проникновения стали торговля и миграция. Дэвид Кристиан (David Christian) выделяет четыре культурные зоны, имеющие влияние на регион Шелкового пути. Он отмечает, что:

важные пути внутрь Евразии проходили через северные и северо-западные границы Китая; через центрально-азиатские границы с Ираном и Афганистаном и перевалы Кавказа; и по проходу между Черным морем и Карпатами, ведущему с Балкан, связывая определенные влияния внешней Евразии с определенными регионами центральной Евразии. [Christian 1998, p. 18]


Карта 4 - Культурные зоны

К западным регионам относятся Урал и Каспийское море, на которые повлияли средиземноморский регион, Месопотамия и Европа; к южным – Центральная Азия и Казахстан с влияниями Ирана, Афганистана и Индии; к западным – Джунгария, Ганьсу (провинции северо-западного Китая) и Монголия с влиянием Китая и незначительным влиянием с севера – от Скандинавии до Берингова пролива [Ibid.]. связав все вышеуказанное с варганами, на которых играют в известных регионах, мы получим путь, по которому они могли распространяться, особенно с юга на восток (карта 4).

Возвращаясь к галло-римским находкам во Франции, отметим, что существовала торговля между Римом и Индией, так что вполне возможно, что инструмент прибыл в Европу по этому маршруту. Но в западных районах Шелкового пути местное население не играет на варганах, чего можно было бы ожидать и что встречается в более северных районах. То есть англо-саксонские находки могли прийти с нашествием Хана в 4 веке, особенно учитывая, что все больше инструментов находят к северу от Каспийского моря. Таким образом, существует более рациональная связь востока с западом. Это кажется возможным, если учесть теорию, что ханы были хунну (сюнну), родом из восточных районов евроазиатской степи. Тюркские миграции 6 и 7 веков также выглядят многообещающе, кроме того, есть торговые пути эпох после Марко Поло и монгольского нашествия, имеющие важное значение в качестве потенциала культурного распространения.

В Азии варганы изредка находят на раскопках в Башкортостане, на Алтае, в Ханты-Мансийской области, в Бурятии, Саха (Якутск, Вилюйск), Китае (центральная Монголия) и Монголии (карта 4). На сегодня у меня есть рисунки инструментов лишь из Башкортостана и центральной Монголии. Поэтому трудно установить, существуют ли какие-либо общие черты развития и типа, хотя при таком малом количестве экземпляров это все равно носило гипотетический характер. Инструменты, найденные в Финляндии интересно сравнить с теми, на которых играют в Афганистане, хотя опять же, остается открытым вопрос, насколько современные инструменты могут отражать древние традиции определенных народов. 

Заключение

Варган – инструмент, встречающийся во многих народах, зародившийся, скорее всего, в Азии и попавший в Европу примерно в 13 веке. Археологические раскопки могут сместить эту дату вглубь веков, а находка времен Рима с подтвержденной датой была бы фантастическим открытием, как и любой инструмент, обнаруженный в западной части Шелкового пути. Варган появляется в Европе полностью сформированным. Более старыми типами могли быть варганы в форме заколок, позднее обретшие привычную сегодня форму дуги, но пластинчатых варганов пока не найдено. Возможно, они были деревянными и полностью сгнили, но отсутствие каких-либо описаний или упоминаний таких инструментов ставит под сомнение их существование до 1200 года.

В том, что это древний инструмент, никаких сомнений нет. Новые находки делают картину более ясной, но что могло серьезно продвинуть исследования – это связанная воедино информация об археологических находках и этномузыковедческих коллекциях. Торговля вполне могла быть источником распространения. Мы ожидаем новых открытий, которые, я уверен, обязательно будут. Этот инструмент заслуживает дальнейшего изучения, и очень важно, чтобы все свидетельства собирались, предпочтительно, в одном месте. 

Об авторе

Майкл Райт играет на варгане с конца 60-х и изучает общественное значение и использование этого инструмента, особенно в Великобритании и Ирландии, последние шесть лет. В качестве исполнителя он выступал на фолк-фестивалях в Англии и Франции, участвовал в концертах открытия Общества Галпина (Galpin Society) и Американского общества музыкальных инструментов (American Musical Instrument Society) 2003 года – первым из исполнителей на варгане. Как исследователь он опубликовал несколько статей в журналах на такие разнообразные темы, как: "Обнаружение древних англоязычных упоминаний названия варгана", "Таможенные записи 1545-1765 годов", "Варган и закон" и "Различная техника игры на разных вариантах варгана". В качестве преподавателя он регулярно ведет мастер-классы игры на варган и выступает с лекциями о своих исследованиях. Цель, которую ставит перед собой Майкл, - поднять на новый уровень этот международный, исторический и универсальный музыкальный инструмент.

Ссылки

Источник: The Silk Road Foundation Newsletter (англ.).

  • Bakx 1998 Phons Bakx. The 1000 Names of the Jew’s Harp. Foundation Antropodium, 1998.
  • Christian 1998 David Christian. A History of Russia, Central Asia and Mongolia. Oxford: Blackwell, 1998
  • Crane 2003Frederick Crane. A History of the Trump in Pictures: Europe and America. Mount Pleasant, Iowa: 2003.
  • Dourdon-Taurelle and Wright 1978 Genevieve Dourdon-Taurelle and John Wright. Les Guimbardes du Musee de l’Homme. Paris: Institut d’ethnologie, 1978.
  • Elliston-Erwood 1943 F.C. Elliston-Erwood. “Notes on Bronze Objects from Shooters Hill, Kent and Elsewhere and on the Antiquity of ‘Jew’s Harps’.” Archaeologia Cantiana being Transactions of the Kent Archaeological Society, 56 (1943): 35-40.
  • Kolltviet 2000 Gjermund Kolltviet. “Archaeological Jew’s Harp Finds in Europe: Chaos or Coherence?” In: Studien zur Musikarchaologie.2 vols., Vol. II: Musikarchaologie fruher Metallzeiten. Ellen Hickmann et al., eds. Rahden: Verlag Marie Leidorf, 2000.
  • Marcuse 1965 Sibyl Marcuse. Musical Instruments, A Comprehensive Dictionary. London: County Life Ltd, 1965.
  • Sachs 1917 Curt Sachs. “Die Maultrommel. Ein typologische Vorstudie.” Zeitschrift fur Ethnologie, 49 (1917): 184-200.
  • Wright 2004 Michael Wright. “Jue Harpes, Jue Trumpes, 1481.” Journal of the International Jew’s Harp Society, 2004.