Флейта гаммельнского крысолова. Блок-флейта


  :: Блок-флейта

Что такое блок-флейта
Как играть на блок-флейте
Самоучители
Разновидности блок-флейт
Аудио коллекция
Ссылки

  :: Техпомощь

Ноты для блок-флейты
Аппликатуры блок-флейты
Альтерн. ппликатуры
Аппликатуры прочих флейт
Сделать флейту

  :: Дискуссии

Выбрать блок-флейту
Часто задаваемые вопросы
Легко ли играть?
Примочки и прибамбасы
Стихи и рассказы




    Турбо-Суслик. Личная и Творческая свобода

 


Блок-флейта. Часто задаваемые вопросы

1. Как ухаживать за блок-флейтой?
2. Почему нижние ноты срываются на писк?
3. Я слышала, что бывают флейты ирландские и ренессансные. В чем их разница?
4. Как играть в составе с электрогитарами и барабанами?
5. Подарили мне тут на днях блок-флейту, но она какая-то другая, не такая, как у вас на картинках. Сверху восемь отверстий, а снизу - два. Пожалуйста, подскажите, что это такое!
6. Что значат буквы B и G таблице аппликатуры? Чем отличаются барочные и германские аппликатуры?
7. У моей блок-флейты нет сдвоенных отверстий для нижних нот. Как в таком случае извлекать полутона?
8. Что значат буквочки и кружочки в моей аппликатурной таблице?

1. Как ухаживать за блок-флейтой.

1. В первые дни после покупки играй на ней недолго - минут по 5. В инструкциях пишут про более долгий срок, чем несколько дней.Я на своей деревянной начала играть сразу до посинения,никаких заметных мне ухудшений не произошло. Но лучше перестраховаться.

2. Обязательно! После игры протирай изнутри, намотав тряпочку на какой-нибудь штырек или спицу.

3. Не клади рядом с батареей, не носи по морозу. Укутывай, а лучше запазухой.

4. Хорошо, если сошьешь чехол с толстыми теплыми стенками. Туда же можно складывать штырек, тряпочку и таблицу с аппликатурой.

5. Не роняй.

6. Перед игрой полоскай рот, даже после жевачки. Лучше совсем не есть семечек.

7. Разборные инструменты (какими и должны быть нормальные блок-флейты) надо разбирать после игры или хотя бы время от времени. Места соединения протирать специальной мазью, которая продается в комплекте с флейтой или отдельно, козьим жиром или (пластик) вазелином. Это для того, чтобы флейту можно было легко раздвигать при настройке и не травмировать покрытие соединений.

2. Почему нижние ноты срываются на писк.

1. Где-то плохо закрыто отверстие. Даже если щель совсем маленькая,будет пищать при сильной подаче воздуха. Проверьте, все ли отверстия достаточно хорошо закрыты пальцами. Поскольку на нижних нотах отверстий закрывать надо много, то обычно с непривычки что-то недокрывают.

2. Атака (звук "ту", произносимый при взятии ноты) слишком резкая. У нижних нот она должна быть очень мягкая, почти неощутимая.

3. Струя воздуха, выходящая изо рта при игре нижних звуков должна быть как бы шире, зазор между языком и верхним небом увеличивайте. Воздух подавайте медленнее, чем на высоких, но максимально сильно. Главное- найти баланс.

4. Нижние ноты всегда звучат тише, чем высокие. Поэтому сделать громкость их звука, равную верхним нотам, невозможно. Важно найти максимальную громкость. Для этого попробуйте поиграть "длинные" звуки (то есть, максимально долго тянуть звук, на сколько дыхания хватит. Начинайте с более высоких и постепенно переходите к более низким нотам.

5. В инструменте (в свистке - лабиуме) накопилась влага, необходимо вытряхнуть. Обычно духовики проделывают это регулярно в паузах, не дожидаясь, когда это станет помехой для игры. Чтобы избавиться надо прикрыть выходное отверстие свистка и резко дунуть. Еще для верности можно резко всосать воздух.

3. Я слышала, что бывают флейты ирландские и ренессансные. В чем их разница?

Ирландские флейты (не путать с tin whistle) -- деревянные (обычно) поперечные флейты, в которых отверстия закрываются пальцами, а не клапанами. Самая простая система, для извлечения звука. Ренессансные флейты -- то же самое 8)

Рассказывают, что когда в 19 веке появились флейты новой тогда системы - Boehm, музыканты часто распродавали свои старые (замечательные!) инструменты задёшево. Чем и воспользовались ирландцы - флейта стала ирландским народным инструментом. Посмотреть: http://www.hobgoblin.com/local/cartflut.htm

4. Как играть в составе с электрогитарами и барабанами?

Из эффектов самое главное - ревербератор, но не переборщить. Еще хорошо хоруса чуток добавить.

Микрофон лучше держать на уровне носа по высоте. На концертах приходилось играть, касаясь кончиком носа микрофона - на поперечной, и почти касаясь - на блок-флейте. Так же и на репетициях: барабаны - это зло :)) Иначе тебя не будет слышно - проверено. Даже если на вызвучке перед концертом было слышно сносно, на самом концерте может быть лажа. Там какая-то беда с аппаратурой происходит - вроде того, что конденсаторы от нагрузки меняют свойства, и ряд частот, особенно флейтовых, теряется. Единственный раз, когда было сравнительно нормально - это на крупном фестивале, но все равно надо стоять максимально близко к микрофону.

Если есть возможность записи в нормальной студии, то стоять лучше чуть дальше от микрофона, чем на концерте, и при возможности ставить второй микрофон где-то к середине-концу грифа - низА ловить.

5. Подарили мне тут на днях блок-флейту, но она какая-то другая, не такая, как у вас на картинках. Сверху восемь отверстий, а снизу - два. Пожалуйста, подскажите, что это такое!

Это скорей всего сопилка у тебя. Аппликатура там совсем другая. Кстати, сопилки имеют ряд очень выгодных отличий от блок-флейт. У нее тембр какой-то чуть суховатый по сравнению с блок-флейтой. Более оторванный какой-то. Мне очень нравится.

Аппликатура первой октавы совпадает со второй - а у блок-флейты надо учить отдельно. Вторую октаву играют точно так же, но звук подают сильнее - "атака" звука сильнее, когда произносишь "ту" - произносишь резче, чем на первой. Нижняя дырка, которая дальше от свистка должна быть закрыта все время. А с верхними - так. Закрываешь все, открывая по одной, начиная с мизинца правой руки,получаешь: до, до-диез, ре, ре-диез, ми, фа, фа-диез, соль, ля, си.

Аппликатура сопилки такова, что очень удобно играть в самых распространенных в народной музыке (и не только) тональностях - до-мажор, ре-мажор, соль-мажор и параллельных минорных.

6. Что значат буквы B и G таблице аппликатуры? Чем отличаются барочные и германские аппликатуры?

В аппликатурной таблице те ноты, которые различаются в аппликатурах барочной и германсткой системы помечены соответственно B и G. К счастью, таких нот немного.

Барочная аппликатурная модель Baroque fingering) - классическая. Широко распростанена в Англии и других странах. У блок-флейт барочной системы 4-е отверстие снизу меньше 3-го.

Германская аппликатурная модель - современная. Популярна в Германии, Голландии, России. У блок-флейт германской системы 3-е отверстие снизу меньше 4-го.

Обычно каждый завод-производитель блок-флейт выпускает флейты и с той, и с другой аппликатурой.

Я не вижу особой разницы, какую аппликатурную систему предпочитать, особенно для начинающих. Некоторые профессиональные музыканты предпочитают барочные флейты, так как на них удобно играть некоторые трели. Для трелей в этом случае используют особую аппликатуру. Но если вы только начинаете - просто обратите внимание какой системы ваша флейта. И наслаждайтесь.

7. У моей блок-флейты нет сдвоенных отверстий для нижних нот. Как в таком случае извлекать полутона?

У флейт, у которых нет двойных отверстий на нижних нотах, при извлечении нижних нот отверстие закрывается наполовину. У флейт альт, тенор, бас, на нижних нотах стоят клапаны. Здесь придется с полутонами распрощаться. К счастью, эти ноты употребляются редко.

8. Что значат буквочки и кружочки в моей аппликатурной таблице?

1. Черные кружочки - закрытые отверстия.
2. Серые кружочки - закрытые отверстия второго варианта аппликатуры.
3. Буква G - для флейт германской системы, буква B - для барочных флейт, остальные ноты для всех флейт одинаковы.
4. На четверть черный маленький кружочек в отверстии под большим пальцем левой руки оставляют небольшую щель.
5. Наполовину черный кружочек - отверстие, закрытое наполовину.
6. Определи, какя у тебя флейта - сопрано, сопранино, др. И используй для своей флейты нужную нотную строчку. В каждой таблице она помечена soprano, sopranino и т.д.

 

 

Новости сайта "Варга. Акустические музыкальные инструменты"

Блок-флейта   Бубен   Банджо   Варган   Гусли   Литрофон   Каваль   Казу   Калюка   Мандолина   Мелодика   Сякухати   Тин-вистл   Флейта Пана   Хулуси   Укулеле   Флейты этнические  

Собратья Поставить ссылку



 

 

 

Copyright © Ольга Шотландия 2003-2013
Контакты olga.scotland@gmail.com