Традиционные хроматические диагональные аэрофоны.
Слово "диагональный" определяет характерный - и редкий! - способ звукоизвлечения. Инструмент держат под углом в 45 градусов относительно рта.

Каваль

Конструкция

Традиционно каваль состоит из 3 частей, что позволяет при сборке производить некоторую подстройку звука. Кроме этого, разобранный каваль проще переносить - инструмент довольно велик. И в древности, и сегодня, каваль украшают орнаментальной резьбой и декоративными вставками. На фото - разобранный турецкий каваль 19 века. Средняя длина - 600-800 мм.

Македонский каваль, в отличие от общепринятой схемы, неразборный, изготавливается из единого ясеневого ствола и отличается меньшим диаметром канала, очень тонкими стенками и небольшим весом. Подробнее о македонском кавале - в разделе Национальные и конструктивные варианты.

Каваль, в отличие от поперечной флейты, открыт с обоих концов, как и сякухати. Современный болгарский каваль имеет 8 игровых отверстий (7 спереди и 1 под большой палец сзади) и (обычно) 4 настроечных неигровых отверстия между основными отверстиями и концом флейты. Среднее расстояние между игровыми отверстиями от 20 до 30 мм.

Настроечные отверстия называют еще "дьяволовы дыры". Согласно народной болгарской сказке, вызвал однажды дьявол пастуха на музыкальный поединок и, пока пастух спал, провертел в кавале пастуха новые отверстия, чтобы расстроить звук. Вместо этого пастушеский каваль зазвучал еще лучше, и дьявол проиграл соревнование.

Флейта цилиндрическая. Диаметр канала стандартного каваля - 16 мм. Профессиональный каваль для опытного игрока имеет канал 17 мм.

Свистковый конец каваля заточен на конус под углом 45°, кромка конуса - максимально острая. Ее роль - та же, что и у накладки на поперечку.

Традиционные современные материалы для изготовления каваля - ценные твердые породы дерева (ясень, бузина, кизил, самшит, сирень), тростник семейства Arundo Donax Linnaeus, металл, пластик. Для оформления свисткового отверстия используют рог, кость, металл, камень.

Техника звукоизвлечения

Каваль мягко прижимают к губам следующим образом (зеркальный рисунок):

Флейту держат под углом около 45° к телу. Губы закрывают около 3/4 игрового отверстия. Положение губ можно описать как то, которое используется для свиста - "трубочкой". Варьируя подачу воздуха, угол наклона каваля и площадь перекрытия игрового отверстия, добиваются ровного звука требуемой высоты и варьируют мелодию. 

Нижний диапазон каваля (от D до H) называется "каба" ("kaba"). Трудно играть в нем достаточно громко, но каваль в руках хорошего музыканта дает в каба очень теплый и полный звук. В каба нет тона С (или С# - от строя), а Eb извлекается полузакрытием первого отверстия.

Второй диапазон (от D до Bb) извлекается значительно проще (нужно чуть увеличить силу наддува и чуть сузить щель между губами) и звучит гораздо мощнее. Для извлечения третьего и четвертого диапазона сила наддува повышается соответственно.

Извлечение первого звука на кавале, без предыдущей практики игры на диагональных флейтах, может занять от часа до нескольких недель. Как и любой другой национальный инструмент с развитой традицией и собственной историей, конструктивно каваль крайне прост, чего нельзя сказать о принципах игры на нем. Если Вы нетерпеливы и трудолюбие - не ваш метод, лучше даже не пробовать научиться этому искусству. Лично у меня получилось извлечь первый звук на шупелке через 2 (!) месяца после начала занятий. Но результат, поверьте, стоит того.

Несколько советов по извлечению звука от Боба Шнайдера (пер. Мастер 2005):

"Сядьте на стуле прямо, ноги - на полу. Прижмите каваль к губам так, чтобы низ флейты касался вашего правого бедра снаружи. Наклоните голову так, чтобы видеть свои колени - именно так вы получите правильный угол вдувания. Конечно, все эти советы даны только для того, чтобы помочь вам найти правильное положение тела; когда вы научитесь играть на кавале, вы сможете поднимать инструмент, чтобы видеть танцующих или слушателей. В описанной выше позиции флейта не параллельна полу или телу - она смещена вправо и вниз.

Не пытайтесь в начале обучения закрывать какие-либо игровые отверстия - просто забудьте о них. Сформируйте несильную округлую воздушную струю и подавайте ее на срез каваля в направлении между 8 и 10 часами. Струя направляется на угол в сторону среза, а не вдоль канала. Воздух движется ДИАГОНАЛЬНО (именно из-за такой особенности этот семейство флейт называют диагональными - прим. Мастер) и направляется влево.

Дуйте мягко, осторожно изменяйте угол наклона каваля и степень раскрытия губ до достижения ровного тона. Пробуйте создать воздушную струю, похожую на карандаш: сдвиньте губы в положение произнесения звука "оооооооо" или представьте, что собираетесь посвистеть. Не передувайте - более сильная струя воздуха даст вам более высокий диапазон, а это при обучении только мешает. Держите губы сомкнутыми и контролируйте силу и площадь контакта среза каваля с губами, не допускайте продавливания губ срезом.

Пробуйте различные позиции, силу вдувания, угол, величину и форму раскрытия губ, пока не получите звук. Этот процесс сложно не только описать, но и объяснить. Самая распространенная ошибки - отсутствие "О"-образного раскрытия губ и попытка использовать для каваля амбюшюр поперечной флейты.

Первые ноты, извлеченные вами, вероятно, будут неустойчивыми и резкими, то низкими, то - высокими. Причина этого - в том, что при одной и той же аппликатуре в зависимости от силы вдувания и диаметра струи каваль издает до четырех различных нот. Добившись звука, тренируйтесь в его извлечении, поддержании и запоминайте силу дутья и работу губ. Пробуйте дуть сильнее и слабее, чтобы услышать новые ноты. Закройте несколько отверстий пальцами и изучите результат. Вероятно, вы будете находить и терять ноты - это сильно расстраивает. Не переживайте - если вы упорны и настойчивы, звукоизвлечение на кавале быстро станет для вас естественным. Если вы не обладаете идеальным слухом, можете использовать для определения нот другой инструмент - например, пианино.

Если вы можете сыграть читую ноту без использования игровых отверстий, но при из закрытии у вас ничего не получается - вероятно, вы неплотно прикрыли одно или несколько из них. Прижмите каждый палец крепче к кавалю".

Итак, основные правила звукоизвлечения:

- "О"-образная "карандашная" струя воздуха
- Дуйте слабо - так, как для слабого свиста
- Срез каваля касается обеих губ
- Направление воздуха - между 8 и 10 часами
- Варьируйте угол наклона флейты
- Не пытайтесь сразу закрывать отверстия

Техника игры

Нужно заметить, что именно такое положение рук жестко соблюдается только разве что в Болгарской Государственной консерватории. На деле ряду людей удобнее держать каваль зеркально - не вправо, а влево от себя. Это влияет и на звукоизвлечение, и на апплукатуру. Если вам (как мне, например) удобнее играть правой рукой поверх левой, то все советы этого раздела и предыдущего просто зеркалятся. Традиция знает разделение на правые (женские) и левые (мужские) кавали, так что выбирать вам. На звук каваля его правое или левое положение не влияет. Я буду рассказывать о классической, правой аппликатуре.

Четыре пальца правой руки закрывают четыре нижних отверстия, левая рука работает с тремя верхними и обратным (существуют аппликатурные варианты). Пальцы прижимаю ровно, пережимая отверстия следующим образом (нумерация снизу):

1 - правая рука, подушечка мизинца.
2 - правая рука, СРЕДНЯЯ ФАЛАНГА безымянного пальца.
3 - правая рука, СРЕДНЯЯ ФАЛАНГА среднего пальца.
4 - правая рука, СРЕДНЯЯ ФАЛАНГА указательного пальца.
5 - левая рука, подушечка безымянного пальца.
6 - левая рука, СРЕДНЯЯ ФАЛАНГА среднего пальца.
7 - левая рука, СРЕДНЯЯ ФАЛАНГА указательного пальца.
8 - левая рука, подушечка большого пальца.

Пальцы лежат на отверстиях ВЫПРЯМЛЕННЫМИ, не согнутыми. Иногда такое положение объясняют тем, что так рисунок пальцев на кавале гармонирует с национальным орнаментом, непременно украшающим каваль. Я думаю, дело здесь все-таки не в орнаменте, а в бендинге. Левый мизинец и правый большой палец не участвуют в игре и лишь поддерживают каваль при игре. При сложных аппликатурных комбинациях допускается частичное перекрытие других отверстий для удержания каваля в максимально открытых позициях (подробнее см. аппликатуры).

Обратите особое внимание на то, что пережатие отверстий непохоже на обычную флейту. Сгибание и выпрямление пальцев (техника бендинга) позволяет исполнять на кавале вибрато - это один из основных приемов игры. Настоящие болгарские музыканты как правило во время исполнения держат ритм вибрато в 1/8 или 1/16 на всем протяжении мелодии.

На кавале доступно и глиссандо. Техника глиссандо - скольжение пальца вдоль игрового отверстия, завершающееся открыванием. Другие приемы игры на кавале лучше изучать под руководством опытного преподавателя.

Техника каба позволяет извлекать ноты от Ре до Си, хотя они и получаются довольно слабыми. Классическое каба предполагает одновременное звучание двух нот - низкой и соответствующей ей, но на октаву выше. Результирующий звук не является сочетанием двух нот, а дает яркий эффект кларнета. Такая техника отличает каваль от множества других флейт; исполнители, владеющие гладкой каба , очень популярны и уважаемы. Изучение каба осложнено индивидуальным фактором и даже строением губ. Услышать эту технику можно в исполнении Стояна Величкова (если вам удастся достать записи студии "Балкантон").

Строй

Каваль строят в верхнем регистре (С, С#), среднем (D, H) и нижнем (A, B). Диапазон - две октавы и квинта, хроматический. Звук каваля - меланхоличный, теплый, мягкий, нежный, утонченный.

Для каваля в Ре ноты располагаются с шагом в 1 тон снизу вверх: Ре - Ми - Фа - Фа# - Соль - Соль# - Ля - Ля# - Си (D E F F# G G# A A# B). При передуве строй каваля сдвигается вверх на квинту в следующий диапазон (A B C C# D D# E F F#). Следующий передув позволяет извлечь F# G G# A A# C, но ноты выше Ля (А) очень трудно сыграть не только на пластиковом кавале, но даже и на профессиональном.

Исторически существовало несколько строев каваля.

На этой схеме вы видите промеры эталонных кавалей, представляющих музейную ценность, из косовских, турецких и македонских коллекций. Обратите внимание, что существуют схемы строя без 8-го (верхнего) игрового отверстия. Это еще раз подчеркивает не только богатую историю инструмента, но и то, что он сегодня жив и успешно развивается.

Аппликатуры

1. Аппликатура болгарского каваля в Ре
("o" = закрыто, "/" = полузакрыто)

 

D

Eb

E

F

F#

G

G#

A

B

H

 

d

eb

e

f

f#

g

g#

a

b

h'

c'

c#'

d'

eb'

e'

f'

f#"

g"

g#"

a"

обратка

o

o

o

o

o

o

o

o

o

 

 

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

1

o

o

o

o

o

o

o

o

 

 

 

o

o

o

o

o

o

o

o

 

o

o

o

o

o

o

 

o

o

o

o

2

o

o

o

o

o

o

o

 

 

 

 

o

o

o

o

o

o

o

 

 

o

o

o

o

o

 

o

o

o

o

o

3

o

o

o

o

o

o

 

 

 

 

 

o

o

o

o

o

o

 

 

 

o

o

o

o

 

 

 

o

o

 

 

4

o

o

o

o

o

 

 

 

 

 

 

o

o

o

o

o

 

 

 

 

o

o

o

 

 

 

 

o

 

 

o

5

o

o

o

o

 

 

 

 

 

 

 

o

o

o

o

 

 

 

 

 

o

o

 

 

 

 

 

 

 

 

o

6

o

o

o

 

 

 

 

 

 

 

 

o

o

o

 

 

 

 

 

 

o

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o

7

o

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o

o

o

 

2. Аппликатура по материалам Боба Шнайдера

 

Национальные и конструктивные варианты
Македонский каваль

Национальный орнамент - важная часть оформления внешнего вида македонского каваля.

Типы македонских кавалей

Известны пять основных типов традиционных македонских кавалей в зависимости от их длины и строя:

1. Наймал каваль (najmal kaval - ср. русское "наи + маленький") - самый маленький в семействе. Длина - 630 мм, базовый тон - dis1.
2. Мал каваль (mal kaval - ср. русское "малый") - малый каваль. Длина - 672 мм, базовый тон - d1.
3. "Безымянный" каваль (kaval koj nema posebno ime) или Каваль - стандартный. Длина - 700 мм, базовый тон - cis1.
4. Среден кавал (sreden kaval - ср. русское "средний"). Длина - 752 мм, базовый тон - с1.
5. Голем кавал (golem kaval) - большой каваль. Длина - 785 мм, базовый тон - h.

Наиболее популярны в музыкальной македонской традиции наймал каваль и каваль.

 

Шупелка

шупелка

Основное отличие шупелки от каваля - ее длина (240-350 мм). Настроечные отверстия отсутствуют, тон выбирается подрезкой флейты. Канал - 13-16 мм. Традиционно шупелка изготавливается из ореха, барбариса, ясеня и клена. Строй шупелки - хроматический, диапазон - две октавы. Судя по всему, строится шупелка в до-мажоре, но без первой до. В нижнем регистре звук шупелки мягкий и приятный, в верхнем - резкий и пронзительный.

Свистковый узел конический, как и у каваля, 6 игровых отверстий. Конструктивно близкая македонскому кавалю, шупелка монолитна и не настраивается.

Классическое игровое положение - по три средних пальца каждой руки на отверстиях, флейта под 45° к вертикали. Используется как в сольных импровизациях, так и в составе многоинструментальных оркестров.

Регион распространения и исполнители

Флейты распространены повсеместно на Балканах, (местами - на Кавказе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке - инструмент называют "нэй", "ney" ) - в Азербайджане, Турции, Болгарии, Македонии, Косово, Албании, северной Греции, южной Румынии, Армении и Курдистане (северо-восточная Турция). Некоторая терминологическая путаница в названиях обусловлена существованием собственно флейты "нэй" - также традиционной для Азии, тоже, как и каваль, диагональной, но довольно сильно отличной по конструкции, звукоизвлечению, материалу и мелодическим приемам (рассказ об изготовлении нэй у нас с вами впереди).
В прошлом каваль считался исключительно пастушеским инструментом, исполнение на кавале и шупелке и сегодня прочно ассоциируется с балканскими и анатолийскими пастухами-горцами. Пастушеские традиции игры на кавале бережно хранятся и в наши дни.
Сегодня каваль широко используется в коллективах народной песни и танца как часть ансамбля или как сольный инструмент.

Традиционное исполнение

Обычно несколько пастухов с кавалями собирались вместе на пастбищах и играли, пока их стада пасутся. Один вел тему, остальные аккомпанировали ему в более низком ключе. Такой тип исполнения называется в Македонии "ezgija" (от турецкого слова, означающего "играть") - инструменты одновременно исполняют мелодию в различных тональностях. При исполнении национальных танцевальных мелодий несколько кавалей исполняют тему и аккомпанемент в одной тональности.

Часто кавали играют в паре. Vodach ведет тему, а polagach (с кавалем той же тональности - C, C#, D) ведет мелодию на тон ниже, используя, однако, и другие тональности. Кавали делятся также на левые (mashki, мужские) и правые (zhenski, женские). Пара игроков садится, как правило, наикосок друг к другу, и игроки могут видеть действия партнера. В паре распространен бурдонный аккомпанемент с разницей в квинту.

Варианты наименований инструментов и термины

Каваль (от турецкого kavli - пустой, цилиндрический) - kaval, кавали. Национальные названия: джамара, dzhamara (Греция); блур, blur (Армения); блул, blul (Курдистан).
Шупелка - supelka, supeljka (Косово, от сербского suplje - пустой, полый).

Glasnica - настроечное неигровое отверстие, "дьяволова дыра"
Kaba (kah-BAH) - нижний диапазон каваля и техника игры октавой ниже "нормального" диапазона.
Kavaldzija - исполнитель на кавале.
Polagach - второй исполнитель в паре, аккомпаниатор.
Vodach - исполнитель темы, солист в паре.

Известные мастера и исполнители

Стоянче Костовски, Цвятко Благоев, Стоян Величков, Никола Ганцев, Феодосий Спасов.

Изготовление каваля

Предисловие

Автор материала по изготовлению каваля из ПВХ - Daniel W. Papuga. Я не претендую на точность перевода, однако постараюсь дополнить материал своими наблюдениями. Материалы по работе с бамбуком и деревом - мои.
Обращаю ваше внимание на то, что при работе с ПВХ и бамбуком, при всей их доступности, вы столкнетесь со сложностями обработки самого материала. Обратите внимание на мои "Советы начинающему", чтобы избежать распространенных ошибок.
Хочу сразу предупредить Вас, что техника звукоизвлечения при игре на кавале чрезвычайно сложна и сравнима с сякухати. На обучение уходит очень много времени. Кроме этого, вы, скорее всего, не получите идеально гармоничного звучания их ПВХ-трубы, не настраивая ее. Бамбуковый каваль звучит лучше, чем из ПВХ, но несколько глуше оригинального. Настоящий каваль требует максимально твердой древесины.

Монолитный каваль из ПВХ

Для изготовления болгарского каваля в "Ре" вам нужна ПВХ-трубка 635 мм длиной с внутренним диаметром 16 мм. Вам также понадобятся дрель и сврло диаметром 8 мм, наждачная бумага и маленький нож.

Промеры болгарского каваля в "Ре"

верх

обратка (сзади)

1

2

3

4

5

6

7

неигр.

неигр.

неигр.(парные)

низ

0

278

296

322

348

374

402

426

452

523

553

582

635


Просверлите восемь пальцевых отверстий и четыре настроечных. Диаметр всех отверстий - 8 мм. Промеры в таблице сделаны ПО ЦЕНТРАМ отверстий. Кусочки ПВХ, оставшиеся после сверления и деформирующие края отверстий, удаляются ножом. Верхний конец каваля стачивается на конус под углом 45°. В результате получается острый кольцевой край, рассекающий воздушную струю при игре.

Монолитный каваль из бамбука

Для каваля нужно брать бамбук максимально прямой, без выраженных колен и приколенных срезов листа:

Слева - правильная заготовка. Снимите с заготовки кору (это удобно делать не очень острым ножом с толстым лезвием или циклей) и зачистите приколенные кольца. Толщина стенок большого значения не имеет. Длина заготовки - около 700 мм, правильнее ее подобрать с учетом целых колен. На выходе колено необязательно.
Решите для себя, будете ли вы высверливать точный диаметр канала. Если да - подбирайте заготовку с внутренним диаметром не более 15 мм. Если нет - учтите, что в междоузлиях бамбука диаметр канала сужается, поэтому для каваля логично брать заготовку с внутренним диаметром около 18 мм. Длина заготовки - не менее 700 мм.
В обоих случаях есть смысл оставить в начале заготовки колено и около 15-20 мм материала над ним.

После подготовки канала (подробнее - в "Советах начинающему") начало заготовки затачивается под срез:

Будьте аккуратны! Угол между конусом и каналом должен быть именно 45°, кромка острая. Кроме этого, плоскость среза (зеленого цвета) должна быть перпендикулярна каналу. Только при точном соблюдении этих условий каваль зазвучит.

Пора научить наш каваль звучать. Читайте раздел "Техника звукоизвлечения" и тренируйтесь. Учтите, что материалы раздела подготовлены с учетом того, что у вас уже есть готовый каваль. Я делаю наоборот: поскольку я далеко не профессиональный kavaldzija, мне удобнее строить каваль как кену или сякухати - от главного тона. Засверловка всех отверстий сразу, как в материале про ПВХ, вряд ли правильна - строя не добьешься. Сомневаюсь, чтобы профессионалы делали именно так. Можно засверливать и сразу, но только опираясь на весь накопленный опыт и применительно к единообразной заготовке - у нас с вами всего этого нет.

Когда ваш каваль зазвучит, можно приступать к подстройке тона. Следующий шаг - рассверловка настроечных отверстий. Логика такая: берем каваль, дуем, меряем получившийся тон, выбираем рядом с ним желаемый (более высокий, естественно) и догоняем тон каваля до него, высверливая "дьяволовы дыры". Таким образом мы получаем заготовку для каваля с главным тоном, готовую к настройке.

Я не сторонник жесткой аутентичности в работе. Я не делаю исторически верных копий национальных инструментов, если у меня нет под это особой задачи. Именно поэтому я не хочу советовать вам, как настраивать ваш каваль. Здесь возможны варианты: обертонный, пентатоника или классический. Классика приведена в разделах "Техника игры", "Строй", "Аппликатуры". Любая настройка хороша, если она работает. Мне, например, нравятся шупелки с пентатоникой на 4 отверстия - у шупелки есть 2 регистра, и мне этого вполне хватает.

Бамбук прекрасно режется по поверхности, поэтому можете украсить ваш каваль резным или выжженым узором (образцы македонских узоров приведены выше).

Каваль из дерева

Это - самый интересный по звуку и простой по изготовлению, но сложный по инструментарию каваль. В этой технике можно сделать разборную флейту, проще стыковать узлы, а твердая древесина - залог глубокого звучания.

Для работы над деревянным кавалем вам понадобится токарный станок. Он есть дома не у каждого, поэтому можно заказать заготовки токарю или напроситься к нему в гости (как я, например). Токарные заготовки позволяют свести к минимуму ошибки при изготовлении канала ровного диаметра. Удобно оформлять концевой срез и подгонять посадочные места частей каваля друг к другу. Токарный каваль в любом случае лучше сделанного "на коленке". Токарная шупелка также лучше ручной. Настройка же готового каваля - на ваше усмотрение.

УДАЧНЫХ ВАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ !

Ссылки и материалы

Музыкальные фрагменты
Trite Puti - фрагмент в исполнении Стояна Величкова (на ресурсе Боба Шнайдера).
Marashkinata - болгарский танец "право хоро" в исполнении Стояна Чобанова (на ресурсе Боба Шнайдера).
Ovcharska Melodiya - пастушеская тема в исполнении Стояна Чобанова (на ресурсе Боба Шнайдера).

Никола Ганцев и Феодосий Спасов- известные болгарские исполнители.
Стоян Чобанов - статья о мастере на ресурсе Боба Шнайдера.
Kavals and Dzamares: End-blown Flutes of Greece and Macedonia - диагональные и продольные флейты.
Bulgarsk Folkemusikk. Musikktradisjon og feltarbeid - норвежский ресурс о народной болгарской музыке.
Kavals - ресурс Боба Шнайдера. Советы по исполнению и альтернативным аппликатурам, каба.
Kavals - ресурс мастера и исполнителя Александра Эпплера.
Маке your own Bulgarian kaval - изготовление инструмента из ПВХ. Оригинал статьи by Daniel W. Papuga.
http://www.eefc.org - сайт организаторов ежегодного учебного лагеря Восточно-Европейского центра народного творчества.
A Manual for Beginning Kaval Players - советы начинающему от Боба Шнайдера (на английском и на болгарском).
Lark In The Morning - интернет-магазин турецких и болгарских национальных инструментов.
BalkanFolk - болгарские кавали.
Macedonia Direct  - македонские кавали.

Иллюстрации и примечания

1. Каваль в Ре в заголовке статьи изготовлен мастером Слави Ивановым, Камено, Болгария. Материал - вишня, воловий рог (для среза), олово. Традиционный узор (по материалам ресурса Боба Шнайдера).
2. Возможно, у кого-то сохранились старые записи болгарской студии "Балкантон" 1960-1970х гг. - там очень много хорошего исполнения на кавале, в том числе - в технике каба. У меня, к сожалению, их нет.

Об авторе раздела

В 14 лет я очень захотел учиться музыке. Это поздно, но я все-таки поступил в музыкальную школу и закончил ее экстерном (аккордеон/БКБ).

Позднее я познакомился с замечательными нижегородскими этнологами-фольклористами - В.Н. и Н.В. Морохиными, а чуть позже - с членами НКЭО "Китаврас". Став участником НКЭО, я принимал участие в его проектах и тесно общался с друзьями объединения, среди которых - нижегородский ансамбль "Берегиня" (художественный руководитель - А.В. Харлов).

Одним их направлений деятельности НКЭО и "Берегини" всегда было и остается глубокое исследование самобытной музыкальной культуры населения нашей многонациональной области. В рамках этого направления "Китаврас" и "Берегиня" тесно сотрудничали, в частности, с Дм. Покровским и его коллективом - Покровский не раз приезжал по нашим приглашениям в область для работы. Были у нас и некоторые совместные проекты - "Похороны Костромы", например, писались в оригинале именно у нас.

Традиционно большое внимание уделяется реконструкции техники исполнения на старинных народных музыкальных инструментов и поиску самих этих инструментов.

Все это, наверное, и повлияло на мой интерес к музыкальному инструменту вообще. Мастером меня называют не за какое-то особое мастерство, а, скорее, за мое неумение спокойно сидеть на одном месте. Филолог, я работаю в области промышленного полиграфического дизайна и системного администрирования издательских сетей, но руки постоянно чешутся сделать что-то самому. Я очень люблю работать руками - отдых отличный.

"Живьем" я видел каваль, увы, всего дважды, шупелку вообще не видел. Но вот звук (на ссылках есть фрагменты) меня очаровал совершенно. Что до техники игры - уверяю вас, толком понять не помогут и переведенные мною советы Шнайдера. Получил звук - это уже ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК. Причем, что удивительно, каваль и шупелка практически лишены классического для деревянных духовых "пришептывания" - слышим или чистую ноту, или вообще нечто немузыкальное. Думаю, каждому, кто попробует это изготовить и научиться играть, нужно понимать то, что я испытал на себе: для каваля нужны очень крепкие, верные руки - некоторый классический "тремор наборщика" мне очень мешает. Ни один другой из духовых, что я знаю, не имеет такой чувствительности к положению относительно губ - даже сякухати (да простят мне ценители) все же опирается третьей точкой, помимо кистей, на лицо. В сочетании с особой, только своей техникой пережатия игровых отверстий каваль не дает шанса на ошибку.

Максим Гришин, aka Master


Многоуважаемы М. Гришин !

Мне очень порадовало ваши вебсайт за кавала ! Дай Бог вам всякия благополучия и успехи.
- Александр Илиев (www.bulgariankaval.com)

 


 
Новости сайта "Варга. Акустические музыкальные инструменты"

Блок-флейта   Бубен   Банджо   Варган   Гусли   Литрофон   Каваль   Казу   Калюка   Мандолина   Мелодика   Сякухати   Тин-вистл   Флейта Пана   Хулуси   Укулеле   Флейты этнические  

Собратья Поставить ссылку



 

 

 

Copyright © Ольга Шотландия 2003-2013
Контакты olga.scotland@gmail.com