Волынка по-китайски - хулуси, биландао.

Георгий Андриянов, группа Буготак

У китайцев всё не как у людей. Они едят собак и человеческие эмбрионы с помощью палок, да называют флейту тыквой.

"Хулу" переводится как тыква, "биландао" - тыква, в которую воткнули бамбук. Втыкнули. Но, несмотря на свой донельзя оригинальный внешний вид, хулуси - это флейта. Точнее, три флейты, втыкнутые в общий корпус из тыквы.
Одна из этих флейт - с дырками, мелодическая; остальные две - без дырок и дают только один тон (т.н. волыночный тон)

Волыночные трубки можно заткнуть, и тогда хулуси будет звучать как обычная бамбуковая флейта. Нежно и мелодично. С открытыми волыночными трубками инструмент превращается в натуральную волынку. Ау, кельты! Зачем таскать с собой здоровый бурдюк, который к тому же требует треножить исполнителя четырьмя микрофонами с разных сторон, когда есть то же самое, но в десять раз меньше и рассчитано под один микрофон?:)

Режим волынки (mp3, 120kb)

Режим соло (mp3, 120kb)

Втыкнутые флейты в том месте, которое внутри тыквы, снабжены особой конструкции язычком. У волыночных трубок он похож на звукоизвлекающий элемент гармони и колеблется согласно собственным параметрам (размеру, амплитуде и т.д.). У мелодической флейты всё хитрее: при небольшой силе вдува он тоже генерирует собственные колебания, а если дуть сильнее - создает общий резонансный контур с воздухом трубки. Собственно, тогда и возможно мелодическое звукоизвлечение.
В общем, дуть в хулуси надо СИЛЬНО.

Отверстий на мелодической флейте - семь. Четыре ближайших к тыкве прижимаются пальцами левой руки (нижнее - большим пальцем, затем указательный, средний, безымянный). Остальные три - пальцами правой. Почти как у блок-флейты, только без мизинцев. Полутона уверенно извлекаются полузакрытием отверстий. Дуть нужно в верхний хвостик.

Партия хулуси, которую я видел, была в разных тональностях, но в одном и том же ладу, который маркируется на тыкве.
Лад - диатонический. Сначала я на это обиделся - мол как же так, этническая китайская музыка не пользуется диатоникой. Но на самом деле это правильно: только диатонический инструмент может нормально вписаться в ансамбль.
Лад там такой: 2-1-2-2-3-2. То есть, если маркировка хулуси - G (соль-мажор), то строй будет такой: D-E-F#-G-A-B-D-E. Последняя E - под большим пальцем левой руки, конечно же. Пентатоника, что и требовалось доказать. Соответственно, тон большей волыны - E, меньшей - B.
Советую брать те хулуси, что размером поменьше (маркировки на тыкве B, E…), иначе может не хватить дыхания на длинную фразу.

В общем, инструмент мне понравился. Приятный и оригинальный звук, неплохой драйв, богатые возможности интонировки, экзотический внешний вид. Инструмент хорошо впишется как в кельтскую этнику, так и в восточную.

Благодарность: Данилу Панфилову за предоставленный экземпляр хулуси.

 


Новости сайта "Варга. Акустические музыкальные инструменты"

Блок-флейта   Бубен   Банджо   Варган   Гусли   Литрофон   Каваль   Казу   Калюка   Мандолина   Мелодика   Сякухати   Тин-вистл   Флейта Пана   Хулуси   Укулеле   Флейты этнические  

Собратья Поставить ссылку



 

 

 

Copyright © Ольга Шотландия 2003-2013
Контакты olga.scotland@gmail.com