Про колотушку для бубна

(по материалам Прокофьевой Екатерины Дмитриевны - http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Prokofeva.html )

Все очень много уделяют внимание самому бубну - диаметр, рога, обечайка, рисунок. Но мало кто уделяет внимание колотушке. А зря. Приведу аналогию с тибетской поющей чашей. Ведь там очень многое зависит от стИка – деревянной палочки, которой водят по ободу чаши: большой он или маленький, обёрнут или не обёрнут фетром, какая у него форма и прочее. И все понимают, что тяжёлая чаша и лёгкий стик несовместимы. То же самое, если чаша лёгкая, а стик - тяжёлый. Будет не тот звук и не те вибрации.

 

То же самое и с бубнами. Колотушка должна соответствовать бубну. Помимо формы и размера и стик и колотушка имеют свое сакральное значение. Но если со стиками более-менее всё понятно и информации в интернете много, то с колотушками для бубна попытаемся разобраться. И так. Как правило колотушка – это палочка, обтянутая кожей. У некоторых народов она осознавалась как плеть, погонялка а бубен являлся символом ездового животного.

У восточных монголов колотушка в виде палочки называлась гисунь, что значит "речь", "слово". Этим же термином обозначались удары в бубен, осознававшиеся как "речь" шамана к духам.

У долган колотушку делали из лиственницы, из мамонтовой кости или оленьего рога. Одну сторону ее обтягивали камусом белого оленя, другую (вогнутую) орнаментировали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.

У кетов колотушку (пер. как "нога бубна") длиной 35-50 см делали из кедра, обтягивали с наружной стороны оленьей шкурой. Внутреннюю сторону ее раскрашивали черной и красной краской и прикрепляли изображение ящерицы. На конце колотушки вырезали лицо духа-хозяина колотушки и прикрепляли железные подвески. У кетов бубен осознавался как символ вселенной, и это значение чрезвычайно подробно отражено во всем его устройстве.

У коряков колотушка длиной 45 см представляла собой слегка изогнутую лопаточку, обтянутую волчьей шкурой.

У манси колотушка представляла собой деревянную лопаточку; ее обтягивали оленьей, медвежьей или конской шкурой. Бубен, по представлениям манси, был конем или оленем, на котором шаман "путешествовал" к верхнему божеству. Звуки ударов в бубен считались средством "пробудить" божество, "призывом" к божеству, просьбой "снизойти" к людям.

У нанайцев колотушку делали из берёзы. С одной стороны ее обтягивали камусами козули, енота или выдры, с другой - богато орнаментировали: изображали змей (для "придания руке шамана силы") и других животных (ящериц, лягушек, медведей). На конце ручки вырезали изображение двуликого божества Аями Тереми и два изображения Аджеха. Вовремя камлания шаман "кормил" их ханшином (китайской водкой).

У нивхов колотушка была деревянная, имела вид плоской лопаточки с ручкой. Одну сторону ее обклеивали шкурой, снятой с собачьей лапы, другую иногда орнаментировали резьбой. На конце ручки вырезалось изображение головы медведя, ящерицы, змеи.

У селькупов колотушку (буквально "орудие камлания") делали из березы или кедра. Она представляла собой веслообразную лопаточку длиной до 50 см. На ручке ее вырезали лицо духа колотушки. С наружной стороны колотушку обтягивали шкурой со лба оленя или оленьим камусом (или шкурой со лба медведя, или медвежьим камусом), иногда шкурой выдры.

Кедровой колотушкой, обтянутой шкурой медведя, камлали при "путешествиях" шамана в "нижний мир"; березовой колотушкой, обтянутой шкурой оленя, - в "верхний мир"; кедровой колотушкой, обтянутой шкурой выдры, - в "подводный мир".

(Аха! У них помимо верхнего и нижнего еще и ПОДВОДНЫЙ мир есть! Интересно.)

Внутреннюю сторону колотушки раскрашивали: одну половину - в черный (или синий), другую - в красный цвет; посредине прикрепляли изображение ящерицы, вырезанное из железа. По прежним представлениям селькупов, бубен осмыслялся оленем, на котором шаман "путешествовал" в иные миры (преимущественно на небо). В иных случаях бубен представлялся лодкой, в которой шаман "плыл" по мифическим рекам.

В рисунках и в общей нагрузке внутренней полости бубна селькупов отражено представление о нем как символе вселенной: рисунки изображали небо и землю; семь стержней внутри бубна - семь кругов вселенной; замкнутое кольцо - границы земли; незамкнутое снизу кольцо - вход в "нижний мир" и т. д.

У хантов колотушка, помимо того, что она являлась вспомогательным орудием при бубне, служила и самостоятельным атрибутом при гадании и "лечении".

А теперь про самую необычную форму колотушки.

Шорская колотушка представляла собой естественную развилку из трёх-пяти веток таволожника или березовую развилку. Эту развилку обматывали тряпками и обтягивали шкурой зайца. К концу ручки привязывали пучок цветных лент.

Возможно, что эта форма колотушки генетически связана с камланием без бубна; последний заменяла березовая ветка. Такой способ камлания имел место еще в начале XX в. у алтайцев, бурят и якутов.

У чукчей в качестве колотушки во время камланий внутри полога употреблялась тонкая полоска китового уса (длиной 30-40 см) с небольшим лопатообразным утолщением на конце; при камланиях вне полога пользовались деревянной палочкой (длиной 60- 70 см), которой ударяли по краю обечайки. Бубен при этом держали горизонтально, обтяжкой вверх, а палочку брали за середину, ударяя поочередно то одним, то другим ее концом. На ручке имелась иногда меховая кисточка. Иногда же колотушку делали из клыков мамонта или рога дикого оленя, обшивали кожей с весенних рогов оленя.

Кстати удар по обичайке можно наблюдать у нивхов (о.Сахалин) и у народов, проживающих на Камчатке. Сама видела ;-)

У нивхов - на реконструкции праздника медведя, а на Камчатке - во время праздника Ыысах.

У энцев колотушка была березовая (реже еловая); она представляла собой слегка изогнутую узкую лопаточку до 30 см длины и до 5 см ширины. На ручке ее вырезали лицо "березового человека" - хозяина колотушки; на узкой части делали семь зарубок, изображая этим "дыхательное горло березового человека". Выпуклую сторону колотушки обтягивали шкурой со лба оленя, вогнутую - окрашивали в красный цвет и разрисовывали черными линиями, символизирующими ветви березы. Имелись колотушки с лопаточками на обоих концах, похожие на двухлопастное весло.

По представлениям энцев, бубен считался шаманским ездовым оленем. Но вместе с тем он символизировал и вселенную. Подставные названия, которые имели энецкие бубны, свидетельствуют о том, что бубен осмыслялся оружием шамана - "небесным луком"; "лиственничный небесный лук", - так поэтически называли энцы свой бубен.

Ну и конечно же выводы из прочитанного:

1) колотушка (впрочем как и бубен) – это проводник по мирам. Она может быть кнутом для ездового животного или веслом для лодки.

2) Если колотушка и бубен сделаны из одной породы дерева, то они входят в резонанс. Но возникает вопрос: а если они будут сделаны из разных пород дерева? Тогда диссонанс? Или может откроются другие грани познания мира?

3) колотушка должна быть красивой и исполненной силы, потому что она придает силы шаману, а у некоторых народов – ощущаться как оружие;

4) у колотушки есть свой дух-хозяин;

5) Колотушка и бубен едины. Хотя (как выше говорилось) у некоторых народов были камлания без бубна – шорцы, алтайцы, буряты (бубен заменялся березовой веткой), нивхи (в некоторых случаях бубен заменялся бревном), нганасаны (деревянным луком). Вернее так - не заменялся. Просто у бубна, березовых веток, бревна и лука были разные предназначения и разные цели.

А вообще приведенные выше сведения – это только верхушка айсберга с название «колотушка» :-)